Газета,
19 сентября 2002 г.
Страховщики предложили открыть рынок
410 просмотров
Притом что вопрос либерализации отечественного страхового рынка будоражит страховое сообщество уже несколько лет, повода для волнений нет. Политика России на переговорах по вступлению в ВТО обеспечивает максимально благоприятные условия для развития страхового бизнеса.
Вопрос в том, смогут ли наши страховщики воспользоваться этой ситуацией, чтобы подготовиться к конкуренции с иностранными страховыми монстрами. Именно эти вопросы обсуждались на «круглом столе» Финансового пресс клуба РФ по развитию страхового рынка в преддверии присоединения России к ВТО.
Российский страховой рынок и ВТО
В настоящее время Россия не видит возможности полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных компаний. Об этом заявил на «круглом столе» Максим Медведков, заместитель министра экономического развития и торговли РФ. По его словам, открытие страхового рынка — это отдельное направление переговоров по доступу иностранцев на российские рынки товаров и услуг. Такое внимание к страхованию связано с тем, что финансовые рынки наиболее чувствительны к конкуренции. В связи с этим вопрос о степени либерализации российского страхования будет обсуждаться на переговорах до самого их завершения, предположил Максим Медведков. Между тем иностранные партнеры России по переговорам заинтересованы в открытии страхования. Из тридцати трех членов ВТО, которые ведут с Россией переговоры по доступу на рынок услуг вообще, восемнадцать крайне активны в этом направлении. Среди них прежде всего Соединенные Штаты, Евросоюз, Австралия, Швейцария, Япония, Канада, а также ряд других стран. С самого начала переговоров они просили полностью открыть рынок страховых услуг по всем видам страхования для коммерческого присутствия иностранных страховых компаний, а также для оказания трансграничных страховых услуг. Однако в последнее время позиция иностранцев несколько трансформировалась. «Сегодня наши партнеры не ставят вопрос о полном и безоговорочном открытии рынка страховых услуг, а говорят о том, что в наших интересах и в интересах международного сообщества было бы открыть этот рынок поэтапно», — говорит Максим Медведков. Это согласуется с российской позицией по ВТО, в которой по-прежнему отстаиваются интересы отечественного рынка. На сегодняшний день она в полном объеме закрепляет в российских обязательствах по доступу на страховой рынок все требования, которые приняты действующим законодательством. Это касается и 15-процентной квоты иностранного участия в совокупном капитале страховых компаний, и запрета компаниям с долей иностранного капитала выше 49% работать на рынке страхования жизни и обязательного страхования, и ряда других запретов. Как отметил Максим Медведков, на сегодняшний день российская сторона не видит возможности ни в каком виде договариваться с ВТО о полной либерализации рынка. Об этом можно будет говорить на переговорах следующего раунда, но уже после того, как мы будем в ВТО. «Сейчас о полном открытии рынка страховых услуг, совершенно очевидно, речи быть не может», — подчеркивает замминистра.
Время на подготовку
То, что мировое экономическое сообщество согласно временно примириться с ограничениями, подтверждают и российские страховщики. Как отметил Евгений Кургин, генеральный директор ОАО «РОСНО», сегодня уже никто не возражает против определенного рода ограничений, которые к тому же существуют на большинстве страховых рынков мира. Они хорошо воспринимаются зарубежными страховыми гигантами, которые, тем не менее, присматриваются к российскому рынку. Такое лояльное отношение, бесспорно, играет на руку российским страховщикам. По мнению участников «круглого стола», наши страховые компании не дотягивают по своим параметрам даже до средних или малых компаний Европы. Обороты и активы российских страховщиков не идут ни в какое сравнение с западными. Аналитики отмечают, что сейчас реально конкурировать с иностранными страховщиками при полном устранении ограничений в их деятельности сможет только первая десятка. Остальные, боясь конкуренции с западными компаниями, активно противодействуют либерализации рынка. Однако с вступлением в ВТО уже давно никто не спорит, вопрос только в сроках и условиях. Поэтому, даже выставляя некоторые ограничения по доступу иностранцев, крайне важно в ближайшее время навести порядок на внутреннем рынке, создать условия, которые позволят российским компаниям нарастить мышцы. Наведение такого порядка имеет несколько обязательных аспектов. В частности, на «круглом стиле» было отмечено, что российские страховые компании чрезмерно закрыты и непрозрачны. Финансовые отчеты, которые сдаются в страхнадзор, далеки от реальности и могут вводить в заблуждение. В то же время инвестиционная привлекательность страхового рынка растет, повышается его потенциал как источника долгосрочных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях прозрачность российских страховых компаний играет как никогда важную роль. В связи с этим, как было отмечено на «круглом столе», обязательно должны быть пересмотрены требования к формату, объему и периодичности информации, раскрываемой страховыми компаниями. В первую очередь это касается финансовой и оперативной информации, на основании которой потребитель или инвестор может принимать рациональные решения, осознанно формировать свое доверие или недоверие к оператору рынка, выявлять недобросовестных игроков. Также должны быть пересмотрены и приближены к общемировым стандарты бухучета, статистической отчетности, ведения бизнеса в целом. На западе, к примеру, существует культура рейтингов надежности страховых компаний. Что же касается российских компаний, на настоящий момент ни одна из них не имеет западного рейтинга, в том числе потому, что наши компании не соответствуют тем стандартам деятельности, которые предъявляют западные рейтинговые агентства. Получается такая парадоксальная ситуация: страховая компания занимается достаточно интимными вещами, страхует риски своего клиента, а клиент при этом, в общем-то, ничего не может узнать о своей страховой компании. Как отметил Евгений Кургин, «мы должны постоянно думать о том, как двигаться в плане открытия нашего рынка, но открыть его не перед Заграницей, а открыть для наших клиентов, для того, с кем мы работаем. Это даст нам возможность более уверенно себя чувствовать и в конкуренции с зарубежными компаниями».
Регулирование на благо рынка
Такие инициативы страховых компаний, однако, должны быть поддержаны со стороны государства. В частности, на «круглом столе» было отмечено, что наши компании не готовы к открытию, в том числе и потому, что государство не подталкивает их к этому. История взаимодействия страхового бизнеса и государства в России вообще не отличается последовательностью и продуктивностью. Законодательство по страхованию фрагментарно, система государственного страхового надзора уже давно не соответствует требованиям растущего рынка и во многом отстает от международной практики страхового регулирования. Это создает на страховом рынке ряд деформаций, которые, прогрессируя, могут существенно затормозить его развитие. В связи с этим основная задача государства — установить единые и четкие правила, определяющие деятельность всех участников страхового рынка. Не менее важно реформировать систему контроля за исполнением этих правил. При этом, как показывает мировой опыт, эффективный контроль может осуществляться только на основе обязательного раскрытия информации страховыми компаниями. Реформа регулирования и повышение общей прозрачности рынка позволит в том числе контролировать деятельность иностранных страховщиков, которые сегодня достаточно легко обходят ограничения, связанные, например, с участием в капитале российских компаний. Также непосредственно с регулированием и прозрачностью связан вопрос оттока российских денег за рубеж по каналам перестрахования. Страховой надзор может запретить это своими ведомственными инструкциями, в частности положением о размещении страховых резервов. Однако без соответствующих требований к раскрытию информации следить за выполнением этих инструкций будет весьма затруднительно, особенно после вступления в ВТО. Поэтому, как считают страховщики, прежде чем приглашать гостей, надо навести порядок дома. Подводя итоги, участники «круглого стола» высказали мысль, что ближайшей целью развития страхового бизнеса в России должно стать повышение требований к прозрачности деятельности страховых компаний. При этом контроль за соблюдением этих требований должен постепенно приближаться к общемировым стандартам. Это позволит создать благоприятный инвестиционный климат и условия для развития страхования в России.
Вся пресса за 19 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|